Сайт-портфолио учителя математики

МОУ "СОШ №27 "Эврика-Развитие",

                                г.Мирного Республики Саха

Рабочие программы

 

Пояснительная записка к программам.

 

В 5-6 классах я преподаю математику по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.  В своей работе по данной системе я использую учебно-методический комплект «Математика», авторами которого являются С.Ф.Горбов, В.М.Заславский и др. В состав комплекта входят :       

   Рабочая тетрадь                                    

 • «Упражнения и задачи» (уч.пособие)    

 • Методическое пособие для учителя

                         

 

Данный учебный комплект, выполненный в логике системы Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова, по содержанию и способам организации работы учащихся сохраняет преемственность с курсом математики начальной школы и закладывает основы для последующих курсов алгебры и геометрии 7-9 классов в рамках развивающего обучения, а также отвечает следующим требованиям:

- содержание учебного предмета построено в соответствии с логикой развертывания системы научных понятий (восхождение от абстрактного к конкретному);

- разворачивание учебного содержания строится как деятельность через систему учебных действий;

- постановка от одной темы к другой строится как постановка новой проблемы.

Существенно, что в основной школе полноценная учебная деятельность не требует учебника (в его традиционном понимании). Реализуемому в данном курсе деятельностному подходу, при котором знания не даются в готовом виде (правила, алгоритмы), а добываются учащимися при решении учебных задач, путем выполнения учебных действий, в большей степени отвечает рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь позволяет не только представить логику учебного предмета, но и обеспечить выполнение учащимися действий по усвоению этой логики. Большая часть заданий строится таким образом, что, выполняя определенные действия, учащиеся сами открывают эту логику, а не получают ее в виде готовых образцов.

Основным содержанием курса служит понятие действительного числа, которое является стержневым для всей школьной математики.

         Основной целью курса математики является формирование у школьников предпосылок теоретического мышления  (анализа, планирования, рефлексии).

Т.к. в основной и старшей школах программа РО не простроена, то в 7-11 классах мне приходится  работать по «Программам для общеобразовательных учреждений», разработанным ИОСО РАО и ИОО Министерства образования РФ с привлечением опытных учителей и методистов. Здесь я использую учебники следующих авторов: для изучения алгебры в 7-9 классах  - Ю.Н.Макарычева, Н.Г. Миндюк и др; в 10-11 классах для изучения алгебры и начал анализа – А.Н.Колмогорова, А.М.Абрамова и др. Геометрию преподаю по учебнику «Геометрия 7-11» , автор А.В.Погорелов.

Целью изучения курса алгебры  в 7-9 классах является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, ОИВТ и др.), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.

Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.

Целью изучения курса геометрии  в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого при изучении смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение теории позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.

Цель изучения курса алгебры и начал анализа в 10-11 классах – систематическое изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, подготовка необходимого аппарата для изучения геометрии и физики.

Курс характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к началам анализа, выявлением их практической значимости. При изучении вопросов анализа широко используются наглядные соображения. Уровень строгости изложения определяется с учетом общеобразовательной направленности изучения начал анализа и согласуется с уровнем строгости приложений изучаемого материала в смежных дисциплинах. Характерной особенностью курса являются систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры, что осуществляется как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего повторения.

Цель изучения курса геометрии в 10-11 классах – систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.

Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложения, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в неполной средней школе. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать геометрические тела, вычислять их объемы и площади поверхностей имеют большую практическую значимость.